Анна Блощинская, психолог-консультант, преподаватель жестового языка, руководитель школы для глухих людей «Слышать сердцем» . Опыт работы с особенными детьми 6 лет:
– Успешная практика работы школы «Слышать сердцем» подтверждает, что наиболее продуктивным инструментом в работе с неговорящими особенными детьми является использование в процессе развивающих занятий одного из средств, относящихся к альтернативной коммуникации, а именно жестов, которые качественно дополняют общение, а иногда и делают его единственно возможным.
Альтернативной коммуникацией является использование в процессе общения невербальных или паравербальных средств. В данном случае мы говорим о не словесных средствах общения, которые используются либо самостоятельно, изолированно либо в сопровождении речевого способа общения.
В специальной педагогике альтернативные методы общения используются в тех случаях, когда развитие речи задерживается или развито недостаточно хорошо. В данном случае речь пойдет о детях с ДЦП, ЗПР, аутистах, слышащих, но неговорящих детях и т.д.
Обучение жестовому языку помогает ребенку с задержкой речевого развития начать общаться, как только он научится понимать, и таким образом, преодолеть проблему с коммуникацией. Одновременно с этим исключается большинство сложностей с поведением ребенка, возникающих на фоне отсутствия у него возможности информировать окружающих о своих желаниях, интересах, просьбах.
Использование правильной методики употребления жестов даст ребенку как хорошее интеллектуальное развитие, так и комфортную возможность личностного восприятия своего внутреннего «Я».
Работая с особенными детьми, такими как детки с ДЦП, аутисты, слышащие, но неговорящие, а также с детьми с ЗПР, я обязательно провожу коррекционные индивидуальные занятия. В процессе работы с первых минут я задействую главный инструмент коррекции– жестовый язык.
На сегодняшний день эффективность методики настолько высока,что дает родителям шанс увидеть своего ребенка говорящим. После консультации и разъяснения данной методики родители даже достаточно взрослых детей -достигших 15 лет или старших -обретают шанс научить ребенка говорить посредством жестов. Здесь важно учитывать кардинальное различие между глухими детьми из семьи слышащих родителей, обладающих корректной нормой интеллекта, и детьми, которые слышат, но не говорят: таковые и являются моими клиентами.
В качестве примера хотела бы поделиться своим опытом работы в индивидуальных коррекционных занятиях.
Ученик Иван. Его родители обратились к нам, когда ему исполнилось уже 15 лет. Парень слышит, но не говорит. В процессе занятий я преподала ему дактиль, дала основы жестов, и Ваня схватился за этот инструмент общения, в котором до сих пор испытывал явный недостаток. Посредством жестов он начал произносить слова, и родителям удалось установить с ребенком контакт. Таким образом, Иван стал лучше коммуницировать в обществе. Раньше ему было сложно сказать маме, например, что летит самолет, а теперь он произносит слово и показывает жест.
Ученица Ольга (неслышащая аутист). К занятиям девушка приступила в возрасте 18 лет. Благодаря коррекционным урокам с изучением жестового языка Ольга начала проявлять интерес к окружающему миру, смогла раскрыть свой творческий потенциал: девушка рисует картины. В настоящий момент Ольга говорит предложениями.
Наш самый маленький ученик – Богдан 5 лет (ДЦП, слышит, но не говорит, отклонений в развитии нет). Психиатр порекомендовал родителям посещать мои уроки. В результате ребенок победили истерический невроз, который был спровоцирован непониманием его потребностей.
Это всего лишь несколько примеров из шести летней практики. Я всегда одобряю растерянных родителей своеобразным девизом: к особенным деткам – особенный подход! В нашем случае таковым является изучение жестового языка, который позволит ребенку лучше познать мир и самого себя как личность. И одним из главных достижений станет налаженный, свободный контакт с его родителями.
Руководитель школы “Слышать сердцем” Анна Блощинская.
Запись на консультацию и первичную диагностику по тел.: 067 289 77 55