Анна Блощинская : «-Жестовый язык является один из видов альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми».

o6h0zo50xsaАнна Блощинская, психолог-консультант, преподаватель жестового языка,  руководитель школы для глухих людей «Слышать сердцем» . Опыт работы с особенными детьми 6 лет:

– Успешная практика работы школы «Слышать сердцем» подтверждает, что наиболее продуктивным инструментом в работе с неговорящими особенными детьми является использование в процессе развивающих занятий одного из средств, относящихся к альтернативной коммуникации, а именно жестов, которые качественно дополняют общение, а иногда и делают его единственно возможным.

Альтернативной коммуникацией является использование в процессе общения невербальных или паравербальных средств. В данном случае мы говорим о не словесных средствах общения, которые используются либо самостоятельно, изолированно либо в сопровождении речевого способа общения.

В специальной педагогике альтернативные методы общения используются в тех случаях, когда развитие речи задерживается или развито недостаточно хорошо. В данном случае речь пойдет о детях с ДЦП, ЗПР, аутистах, слышащих, но неговорящих детях и т.д.

Обучение жестовому языку помогает ребенку с задержкой речевого развития начать общаться, как только он научится понимать, и таким образом, преодолеть проблему с коммуникацией. Одновременно с этим исключается большинство сложностей с поведением ребенка, возникающих на фоне отсутствия у него возможности информировать окружающих о своих желаниях, интересах, просьбах.

Использование правильной методики употребления жестов даст ребенку как хорошее интеллектуальное развитие, так и комфортную возможность личностного восприятия своего внутреннего «Я».

Работая с особенными детьми, такими как детки с ДЦП, аутисты, слышащие, но неговорящие, а также с детьми с ЗПР, я обязательно провожу коррекционные индивидуальные занятия. В процессе работы с первых минут я задействую главный инструмент коррекции– жестовый язык.

На сегодняшний день эффективность методики настолько высока,что дает родителям шанс увидеть своего ребенка говорящим. После консультации и разъяснения данной методики родители даже достаточно взрослых детей -достигших 15 лет или старших -обретают шанс научить ребенка говорить посредством жестов. Здесь важно учитывать кардинальное различие между глухими детьми из семьи слышащих родителей, обладающих корректной нормой интеллекта,  и детьми, которые слышат, но не говорят: таковые и являются моими клиентами.

В качестве примера хотела бы поделиться своим опытом работы в индивидуальных коррекционных занятиях.

Ученик Иван. Его  родители обратились к нам, когда ему исполнилось уже 15 лет. Парень слышит, но не говорит. В процессе занятий я преподала ему дактиль, дала основы жестов, и Ваня схватился за этот инструмент общения, в котором до сих пор испытывал явный недостаток. Посредством жестов  он начал произносить слова, и родителям удалось установить  с ребенком контакт. Таким образом, Иван стал лучше коммуницировать в обществе. Раньше ему было сложно сказать маме, например, что летит самолет, а теперь он произносит слово и показывает жест.

Ученица Ольга (неслышащая аутист). К занятиям девушка приступила в возрасте 18 лет. Благодаря коррекционным урокам с изучением жестового языка Ольга начала проявлять интерес к окружающему миру, смогла раскрыть свой творческий потенциал: девушка рисует картины. В настоящий момент Ольга говорит предложениями.

Наш самый маленький ученик – Богдан 5 лет (ДЦП, слышит, но не говорит, отклонений в развитии нет). Психиатр порекомендовал родителям посещать мои уроки.  В результате ребенок победили истерический невроз, который был спровоцирован непониманием его потребностей.

Это всего лишь несколько примеров из шести летней практики. Я всегда одобряю растерянных родителей своеобразным девизом: к особенным деткам – особенный подход! В нашем случае таковым является изучение жестового языка, который позволит ребенку лучше познать мир и самого себя как личность. И одним из главных достижений станет налаженный, свободный контакт с  его родителями.

Руководитель школы “Слышать сердцем” Анна Блощинская.

Запись на консультацию и первичную диагностику по тел.: ‎067 289 77 55 

12241600_920849504628943_3131072942769408032_n

10320260_910217245692169_3212062299551977610_n

12234968_918253391555221_4075274408879774882_n

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *